Новая драма «Группа крови» /2025/ основана на фактах и повествует об одном из самых скорбных эпизодов Великой Отечественной войны – об истории концентрационных лагерей, организованных на оккупированной нацистами территории Советского Союза для эксплуатации детей-сирот. По сюжету в ноябре 1943-го года доставляют партию юных узников в посёлок Вырица, где расположено одно из таких заведений. Им сообщают, что предстоит тяжёлая работа, за попытку побега полагается смерть ,а за нарушение дисциплины будут применены наказания. Особо проштрафившихся ждёт отправка в «Катри». Под зловещим кодовым наименованием скрывается армейский госпиталь для раненых офицеров и солдат вермахта, развёрнутый в населённом пункте, где детишек используют в качестве доноров крови, не оставляя ни единого шанса выжить. Удастся ли кому-то из них спастись? Максим Бриус и команда сценаристов оттолкнулись от реальных событий, имевших место Ленинградской области (в Гатчинском районе), и вместе с тем – постарались поведать о явлении в целом. Остановимся подробнее на замысле.

Почему авторы выбрали Вырицу
Сведения о концлагере, созданном в этом посёлке городского типа, получили сравнительно широкую огласку лишь в середине восьмидесятых. К тому моменту Борису Васильевичу Тетюеву, директору Вырицкой школы №1, удалось восстановить картину произошедшего по рассказам жертв и свидетелей военных преступлений. Найденные энтузиастами останки погибших детей были перезахоронены, а на деньги, заработанные учителями и учениками, воздвигли памятник, который можно видеть в заключительных кадрах картины. Кинематографисты поведали о конкретном подвиге людей разных возрастов, и вместе с тем – считали важным подчеркнуть, что случай отнюдь не являлся исключительным. Это было частью спланированной идеологами нацизма политики геноцида советских граждан – эталоном отлаженного функционирования конвейера смерти. События, реконструированные в «Группе крови», приобретают расширительное звучание. Авторы завершают повествование сведениями о людских потерях, понесённых СССР, и призывом к современникам помнить о том, какой ценой наш народ выстоял в борьбе.

Жанровые особенности фильма
Кино драматург Мария Ошмянская, собирая материалы для фильма, провела исследовательскую работу в архиве, в том числе – в его засекреченной части. При этом режиссёр признался в интервью, что далеко не все задокументированные свидетельства могли попасть на экран. И дело не только в действующих ограничениях юридического, морального и эстетического свойства. Целью проекта изначально являлось привлечение в кинотеатры ровесников героев(кстати, у некоторых, начиная с Тони и Вити Грачёвых, сохранены настоящие имена и фамилии), заинтересовав их темой – и подтолкнув к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Очевидно, из схожих соображений авторы не ограничились сугубо драматическими перипетиями, привнеся элементы приключенческого фильма и – совсем чуть-чуть – триллера. Понимая, чем грозит промедление, товарищи сознательно идут на риск – и спешно разрабатывают план побега, который должен состояться на Рождество. Сработала ли выбранная жанровая стратегия?

Приём ленты зрителями и поднятая проблематика
Бренд «Триикс Медиа» в первую очередь ассоциируется с остросюжетными сериалами, транслируемыми ведущими федеральными телеканалами. Однако в последнее время эта производственная кинокомпания (кстати, зарегистрированная в Северной Столице)всё чаще берётся за реализацию серьёзных кинопроектов, в том числе – на военном материале. «Группа крови» свидетельствует о прогрессе в данном направлении. «Это наша история, и мы воспринимаем съёмки таких фильмов как свой долг», –заверила продюсер Инесса Юрченко, которая горячо поблагодарила и тех, кто стоял у истока замысла, и представителей СМИ – за информационную поддержку. По её словам, юные зрители на сеансах не могли сдержать слёз, а многие (включая принявших непосредственное участие в творческом процессе) – долго отказывались поверить в то, что подобные вещи происходили на самом деле…
Лента, конечно, не могла на равных соперничать с блокбастерами, включая чуть раньше выпущенную в кинопрокат киноверсию повести Бориса Васильева «В списках не значился» /2025/. Тем не менее, если судить по посещаемости фильма, премьеру которого приурочили к празднованию восьмидесятой годовщины Победы, подход принёс плоды. Пусть кассовые сборы оказались ниже производственного бюджета (RUR137,5 млн. против RUR231 млн.), зато помимо показа картины онлайн создатели готовят расширенную четырёх-серийную телеверсию. По словам Бриуса, отснятого материала хватит минимум на три часа хронометража.

Интересные подробности о съёмках «Группы крови»
Всего через концлагерь в Вырице прошло (с сентября 1942-го до освобождения Красной армией в конце 1943-го) свыше двухсот детей, а следовательно, в фильме предполагались и массовые сцены. По итогам успешных кинопроб было отобрано более трёхсот пятидесяти артистов разных возрастных категорий, начиная с совсем юных– шести-семи лет. Максим Бриус рассказывал, что старался по возможности(насколько позволяла техника безопасности) обеспечить условия для наилучшего погружения в атмосферу – для привыкания к той суровой обстановке, в какой существовали узники. Съёмки велись в сложных погодных условиях, в том числе при температуре -25˚ C.С артистами работали профессиональные психологи, добиваясь нужных эмоциональных реакций и состояний. Режиссёр, ориентировавшийся помимо прочего на опыт советских кинолент (многие из которых и сегодня смотришь с волнением), старался придерживаться максимально достижимого реализма. Он уверяет, что молодые исполнители даже приняли участие (разумеется, под строгим надзором пиротехников) в съёмках эпизода пожара, а точнее, сожжения постройки, где по приказу коменданта лагеря хранились тела умерших от тифа.

Бриус не сразу ответил согласием на предложение продюсеров взяться за столь ответственный проект, но после размышлений – не смог отказаться от нового обращения к событиям войны, не обошедшей его семью (как и миллионы соотечественников) стороной. Он настаивает, что стремился уделить повышенное внимание скрупулёзной реконструкции предметов материальной культуры. Одежда и обувь изготавливались под заказ, из аутентичных эпохе пошивочных материалов, а затем – доводились до нужной кондиции работниками художественного цеха («фактурились», если воспользоваться профессиональным жаргонизмом). Картина, рабочее название которой («Детский лагерь смерти») сменили по инициативе режиссёра на более многозначное, призвана поведать о бесчеловечной сущности фашизма. И поведать в первую очередь – представителям подрастающего поколения. Насколько убедительно это получилось у кинематографистов, предстоит судить зрителям.
