«Папины дочки. Новые» и не только: фильмы о том, к чему приводит развод

Старые «Папины дочки» позиционируются оригинальным отечественным ситкомом, а между в США был реализован похожий проект. В американских «Папиных дочках» (или «Папиных девочках», если точнее перевести словосочетание «Daddy’s Girls») Дадли Мур исполнил роль своего тёзки – владельца дома мод, которого бросила супруга, оставив с тремя дочерьми на руках. Правда, карьера популярного комика родом из Великобритании тогда находилась на спаде – и сериал продержался на телеканале CBS всего 13 серий. СТС же радовала российскую аудиторию на протяжении двадцати сезонов – с сентября 2007-го по конец апреля 2013-го! Мало того, в надежде повторить успех запустила в производство спин-офф – уже в двадцатые годы, после десятилетней паузы.

Его создатели, вынеся в подзаголовок имя прилагательное «Новые», не стали мудрствовать лукаво, пообещав зрителям, что те будут смотреть (одни в привычном режиме, по телевидению, другие – онлайн) знакомое зрелище. Помимо того что вернулись многие полюбившиеся аудитории исполнители и исполнительницы (впрочем, большинство – на роли второго плана), Вячеслав Муругов и Александр Роднянский придумали почти идентичную завязку. Ситуация с разводом или уходом из семьи одного из родителей не так уж редка в мировом кинематографе. Какие фильмы (разных жанров) могли послужить создателям источником вдохновения?

Родители в суде

Вениамину Васильеву (Филипп Бледный), уделявшему непростительно мало времени детям, без продыху работая и занимаясь наукой, отныне предстоит воспитывать в одиночку четырёх дочерей: Соню (Полина Денисова), непохожих близняшек Лизу (Виталия Корниенко) и Диану (Ева Смирнова) и маленькую Арину (Полина Айнутдинова). На его месте Тед Крамер из ленты «Крамер против Крамера» /1979/, наверное, сошёл бы с ума! Дастин Хоффман виртуозно воплотил образ типичного ньюйоркца, трудящегося в рекламном агентстве, которого даже непонятно, что потрясло сильнее: поступок благоверной Джоанны, покинувшей семью, дабы разобраться в себе, или необходимость по-новому выстраивать отношения с сыном. Юный Билли (Джастин Генри номинировался на премию «Оскар» наряду со взрослыми коллегами) расстроен исчезновением мамы – и ведёт себя, мягко говоря, неидеально. Но ещё хуже, что постепенно налаживающемуся контакту отца с сыном грозит новая напасть: Джоанна инициировала судебный процесс (отсюда и название фильма) с намерением получить опекунство… Картина остаётся одной из лучших психологических драм в рассматриваемой теме.

Когда папа – лицедей

Из семейства Васнецовых, помнится, желала стать актрисой Маша (Мирослава Карпович), однако выясняется, что девушка не осуществила мечту – и зарабатывает на жизнь, открыв салон красоты. Да и у Дэниела Хиллларда в комедии «Миссис Даутфайр» /1993/ не очень-то получилось выстроить карьеру в киноиндустрии. Не получилось настолько, что дражайшая половина Миранда подала на развод, а судья – запретил её бывшему супругу видеться с детьми чаще, чем раз в неделю. Выручают профессиональные навыки. При содействии брата Фрэнка, специалиста по пластическому гриму, он преображается в приходящую няню. Конечно, Робин Уильямс, показывая своего героя великовозрастным ребёнком, делает упор на эксцентрике, обыгрывая трудности, с какими Дэниелу приходится справляться, осваиваясь в облачении строгой дамы. Вместе с тем поступками Хилларда движет безграничная любовь к сыну и двум дочерям. Заключительная речь мужчины на судебном заседании исполнена драматизма – и было бы обидно, если б суровое решение Фемиды осталось в силе. К счастью, Миранда оказалась не настолько бессердечной.

Второе рождение

Веник, как Вениамина называют друзья и родственники, – человек интеллигентный, и ему приходится периодически проявлять силу воли, чтобы не позволять дочкам вить из себя верёвки. Что тут попишешь, учёный!.. А вот столяр Дин Проффитт относится к процессу воспитания гораздо проще, стараясь быть сыновьям закадычным приятелем. Сорванцы поначалу доставляют массу проблем потерявшей память Джоанне, которую мужчина убедил, что она является Энни – его женой и матерью мальчиков. Комедия «Человек за бортом» /1987/, несмотря на малоправдоподобную завязку, покоряет филигранным сочетанием юмора и сентиментальности. Конечно, без «химии», возникающей на экране между персонажами Курта Расселла и Голди Хоун, фильм бы не получился, но не последнюю роль в перековке стервозной богачки сыграло именно погружение в семью – с необходимостью исполнять обязанности матери.

Достижение Гарри Маршалла пытались повторить несколько раз, в том числе российские кинематографисты («Я тебя никогда не забуду» /2013/, «Жена напрокат» /2016/). Но даже в лучшем из ремейков, получившем такое же название (впрочем, у нас заголовок перевели чуть иначе – «За бортом» /2018/), достичь успеха оригинала удалось не вполне. Впрочем, решение как бы поменять главных героев местами (теперь состоятельный плейбой Леонардо теряет память, попав к матери-одиночке Кейт и трём её дочерям) представляется удачным, а мексиканский комик Эухенио Дербес – местами по-настоящему забавен.

Инвестиции в будущее

На какие только ухищрения не идут отцы, когда нужно помочь детям научиться жить без любимой мамы! Так, Бенджамин Ми, понимая, чем для сына Дилана и дочери Рози стала смерть его супруги, принимает нетривиальное (и очень смелое для человека, не обладающего солидным состоянием) решение. В трагикомедии «Мы купили зоопарк» /2011/ рассказывается о проблемах, обрушивающихся на среднестатистического американца, которому вместе с новым домом пришлось приобрести… зверинец, находящийся в далеко не идеальном состоянии. Но это тот случай, когда трудности – закаляют и сплачивают семью. А ещё и сам Бен, и его дети многому учатся у животных, в которых на чают души сотрудники-зоологи. Поразительно, но фильм основан на подлинной истории, произошедшей в нулевые годы и описанной в мемуарах.

«Ячейка общества» вне общества

А вот с кого бы Вениамин точно не рискнул брать пример – это с Бена Кэша из драмы «Капитан Фантастик» /2016/. Вигго Мортенсен воплотил образ вдовца, который старается строго блюсти зарок, данный на пару с женой – до того, как та попала в больницу с диагнозом биполярное расстройство и покончила жизнь самоубийством. Он продолжает воспитывать детей как бы вне правил, навязываемых современной цивилизацией. Самостоятельно обучает их всему (от искусства выживания в лесу до литературы и точных наук) и готовит к существованию на лоне природы. Принципиально не идёт на компромисс, даже когда иссякает запас продуктов питания: Бен скорее пойдёт на воровство товаров из супермаркета, чем обратится за помощью к состоятельным тестю с тёщей, любящим внуков. Такое решение воспринимается одновременно и данью памяти дорогому человеку, и персональным бунтом против несправедливого социального устройства. Разумеется, без трудностей и конфликтов обойтись не может, но… разве в обычных семьях мало треволнений? У тех же Васильевых неурядиц тоже с избытком, пусть оные и подаются авторами в облегчённом виде, как того требует комедия положений.

Отечественный опыт

Не хотелось, чтобы сложилось впечатление, будто наши кинематографисты обходили тему (увы, остающуюся актуальной в разные исторические эпохи) молчанием. Отнюдь! Достаточно вспомнить работыДинары Асановой, которые (например, пронзительная драма «Жена ушла» /1979/) не уступят в глубине и тонкости психологического анализа тому же «оскароносному» фильму «Крамер против Крамера». Вот и в «Папиных дочках. Новых» узнаваемые московские реалии играют в сюжете не последнюю роль (при всей условности показанной социальной среды), нередко служа предметом извлечения юмора.