«Великолепный век»: блеск и нищета знаменитого сериала

В основу событий сериала «Великолепный век» легла реальная история Сулеймана Великолепного, десятого и величайшего правителя Османской империи. Его властвование длилось почти 46 лет, а влияние на империю и мир было колоссальным. Сулейман стремился создать империю, превосходящую по размерам империю Александра Македонского и укрепить турецкое господство по всей Европе и Азии. За время своего правления слава о нём как о великом воине распространялась с Востока на Запад по мере роста империи. Достойный был оппонент Ивану Грозному, который правил Русью лишь немногим больше – 50 лет и вошёл в летописи примерно с тем же размахом. Нашумевший проект представляет собой, по сути, турецкую вариацию на тему европейских «Тюдоров». То есть это романтизированная историческая версия известной личности, воссозданная довольно богато, с максимумом красочных детей, хотя и не всегда точно.

Безоговорочный хит и легенда современности

Сериал пользовался огромной популярностью в Турции, побив рекорды – 150 миллионов зрителей онлайн в неделю. Однако не самое почтительное изображение Сулеймана и несколько пикантные сцены гарема вызвали гнев консервативных сил, включая премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который неоднократно громогласно осуждал сериал. Это не помешало фильму успешно транслироваться, как и сиквелу «Великолепный век: Кёсем», начавшемуся в 2015 году и рассказывающему о 14-м султане в 1590-х годах. Как и «Тюдоры», сериал следует основным историческим фактам, а затем приукрашивает их для создания драматического эффекта. Справедливости ради, придворных хроник, на которые можно было бы положиться, до наших дней сохранилось не так много, особенно в отношении подробностей о жизни женщин в Османской империи. Братья-режиссеры Ягмур и Дурул Тайлан рассказывали, как специально подыскивали женщину-сценариста, Мераль Окай, чтобы показать женский взгляд на этот исторический период.

Мусульманская страна – не помеха матриархату

Дело в том, что хотя политические подвиги и военные кампании Сулеймана получают изрядное количество экранного времени, настоящая суть истории разворачивается за стенами гарема, между женщинами. Важную роль в сюжете играет и мать султана, Хасфа, которая замышляет сохранить Махидевран в качестве главной наложницы, поскольку та родила султану старшего сына, а значит будущего наследника. Однако настоящей звездой становится Александра, огненноволосая рабыня украинского/русского происхождения, которая очаровывает султана и берёт себе ласковое для неё имя – Хюррем. На выходе у братьев Тайлан вышла довольно стандартная мыльная опера с обильным сквернословием, полная боёв подушками, пощёчин, слёз и взаимных обвинений, где мужчины отходят на второй план. Не то чтобы в сериях лицедействуют сильные и могущественные женщины, просто их интриги во дворце вышли на порядок интереснее мужских, а мужики, как иногда кажется, стоят и рассылают указы об обезглавливании.

О мода, эта безжалостная мода

Аналогия с западным аналогом начинает громче звучать при более пристальном анализе. Костюмы в «Тюдорах» берут только общие силуэты и стилистику английских костюмов XVI века, а затем портят их тканями, явно не относящимися к тому времени, деталями из других эпох или совершенно современными элементами. Именно так костюмы в «Великолепном веке» соотносятся с тем, что носили при дворе Сулеймана Великолепного. Создатели придумали собственный стиль, который гораздо больше напоминает платья эльфов из «Властелина колец» или европейских средневековых принцесс в жанре фэнтези, чем подлинные турецкие придворные наряды XVI века. Машинная вышивка и ткань жоржет в Османской империи – это запредельно круто. Как и наряды наложниц, почти не отличающиеся от тех, что примеряют в наши дни для танца живота. Да и в целом, одежда, которую носят женщины в «Великолепном веке», слишком обтягивающая и слишком откровенная для Турции XVI века. Выбор тканей варьируется от просто приемлемого до кричаще современного полиэфирного атласа в стиле барокко. Длинные, развевающиеся волосы и розовый блеск для губ у женщин — всё это на 100% современно, да и причёски у мужчин тоже вполне современные. У большинства (если не у всех) мужчин должны быть длинные бороды, а в сериале ими могут похвастаться разве что старики. В «Великолепном веке» попытались создать замысловатые головные уборы, которые можно увидеть на иллюстрациях того периода, как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, сериал акцентирует внимание на том, что Сулейман был искусным ювелиром, и его изделия иногда становятся сюжетной линией (копии украшений можно найти по всему Ближнему Востоку). Эти украшения подтверждают стремление сериала к искромётному движению.

Роль мечты и беспримерное давление

Актёр Халит Эргенч уже был неплохо известен на родине благодаря романтической драме «Тысяча и одна ночь». Сам сериал держался в эфире три года и получил международное признание благодаря дистрибьюции Netflix. Однако настоящей звездой Эргенч стал уже после «Великолепного века». По признанию сценаристки Мерал Окай, Халита она видела в главной роли ещё до того, как был вообще написан текст. Когда актёр узнал о таком пристальном к нему интересе и сути сериала, то начал буквально жить в ожидании съёмок и отказался от других предложений, а у него их было немало. Эргенч зарылся в чтение исторических материалов, брал уроки верховой езды, учился сражаться и пытался понять душу своего героя – Сулеймана Великолепного. А вот исполнительницу роли Хюррем пришлось искать долго и, без преувеличения, по всему миру. Когда в итоге нашли немку Мерьем Узерли, она поначалу решила, что авторы так шутят, ибо она на тот момент даже не знала турецкого языка. Тем не менее, девушка прошла кастинг. Ей внезапно помогло, что она тот момент была мало кому известна в стране, а создатели как раз и хотели взять актрису, которая ещё не успела обзавести ассоциацией с другой героиней. Выбор Узерли вскоре был единогласно признан не меньшей удачей, чем приглашение Халита Эргенча.

Внезапное бегство и спасение сериала

Кто мог знать в самый разгар съёмок, что Мерьем Узерли внезапно покинет проект, даже толком не объяснив причины своего поступка? Сама актриса говорила, что у неё банально не хватило сил сниматься дальше. Плюс сказалась личные бытовые трудности, поскольку для Мерьем Турция так и не стала любимой страной. Насколько в этом виновата сама актриса – издалека судить сложно, но факт, что продюсерам пришлось срочно искать замену. Публике объявили, что причиной ухода Узерли стала беременность, а вместо на неё стала сниматься Вахиде Перчин. Насколько равноценной получилась перестановка – судить зрителю, но закат «Великолепного века» был уже не за горами. Четвёртый сезон стал для одного из главных турецких сериалов XXI века последним.