Юрий Стоянов и его предшественники в образах колоритных дедушек

Уже по названию комедии «На деревню дедушке» можно догадаться, что основной юмор режиссёр Влад Богуш и сценарист Александр Бережной постараются извлечь из ситуации, когда юный герой попадает из привычной урбанистической среды в сельскую местность. Так и есть. Мать-одиночка (Ингрид Олеринская), которой нужно срочно поехать в командировку, подбрасывает десятилетнего сына Владика (Ярослав Головнёв) своему нелюдимому отцу (Юрий Стоянов), обретающемуся в родных пенатах. И всё-таки ведущий драматургический конфликт проходит по поколенческой линии. Мальчик, с которым не совладали няни, переживает, что не сможет выступить на IT-конкурсе (участие онлайн не допускается регламентом), и ломает голову над тем, как вернуться в город. Но и дед не лыком шит! Игра знаменитого актёра, а также писателя, музыканта и пародиста, оказалась, вне всякого сомнения, главной удачей фильма. Юрий Николаевич пополнил когорту прославленных коллег, которые, перейдя на возрастные роли, воплощали образы колоритных старцев, вовсе не желающих уступать напору внуков – напротив, доказывающих, что могут научить тех массе полезного. Остановимся на некоторых ярких примерах.

 Ох, уж эти деды

Не нужно быть историком киноискусства, чтобы догадаться: тема уходит, фигурально выражаясь, во тьму кинематографических веков. Не исключено, что кто-то вспомнит демонстрировавшуюся ещё в советском прокате французскую комедию «Ох, уж этот дед» /1968/ с великим артистом периода «великого немого» – с Мишелем Симоном.

 Но, пожалуй, ещё интереснее, когда старый как мир конфликт накладывался на необычные обстоятельства. Когда дедушка, допустим, владеет восточными единоборствами… Эту ситуация блестяще обыграна в уморительной тайваньской картине «Малыши-кунфуисты» /1986/ (вариант перевода – «Юные драконы: малыши-кунфуисты»), в которой пожилой, но не чуждый сарказму и отнюдь не дряхлый дед не даёт спуску своим безалаберным и непочтительным внучкам. Однако гораздо большую известность снискала менее забавная голливудская лента на ту же тему – «Три ниндзя» /1993/. Двенадцатилетний Сэмюэл, одиннадцатилетний Джеффри и шестилетний Майкл ждут не дождутся летних каникул, которые непременно проводят у отца их матери Джессики (наполовину японки по происхождению). Мори Танака, с достоинством сыгранный Виктором Вонгом, не просто учит мальчиков секретам ниндзюцу, но внушает им идею быть постоянно готовыми к любым непредвиденным житейским ситуациям. Естественно, уроки не проходят даром.

 В поисках радости

К слову, стояновский герой тоже аккуратно подвёл Владика к мысли о необходимости не бегать от недругов, а уметь постоять за себя, в том числе кулаками. Вместе с тем помощь дедушек необязательно сводится к физической защите. В «Маленькой мисс Счастье» /2006/ родители семилетней Олив не без оснований считают, что пожилой Эдвин оказывает на неё дурное влияние. Ещё бы! Пристрастие к наркотикам и эксцентричное (зачастую – откровенно эпатажное) поведение не должны служить образцом для подражания. К счастью, девочка оказывается достаточно умной и эмоционально чуткой, чтобы проигнорировать недостатки, но воспринять от старика всё лучшее. Без его искренней любви и слов поддержки она, скорее всего, не поверила бы в себя настолько, чтобы «зажечь» на конкурсе под заводную рэп-композицию U Can’t Touch This. Комик Алан Аркин исполнил одну из лучших ролей, а в сцене смерти Эдвина – сумел растрогать зрителей до слёз.

 Седина как признак беса

Конечно, было бы некорректно обойти молчанием сумасбродные комедии, суть которых выражает известная поговорка: седина в бороду, а бес в ребро. Мимо такой возможности не прошёл мимо, к примеру, неуёмный Джонни Ноксвилл. В «Несносном деде» /2013/, заявленном развитием традиций реалити-сериала MTV «Чудаки» /2000-2007/ (в оригинале фильм даже называется «Jackass Presents: Bad Grandpa»), он предстал в обличии восьмидесяти шестилетнего Ирвинга Зисмана, получившего опекунство над юным Билли и везущего ребёнка через всю страну к отцу. Старик демонстрирует такую неистощимую фантазию на шалости и приколы, какой позавидовали бы завзятые школьные хулиганы. Естественно, дурной пример оказался заразителен.

 И ты, Роберт?!

Поклонники вечного экранного членовредителя Ноксвилла только и ждут от кумира очередных проказ, но когда за подобное берётся Де Ниро… Выдающийся актёр изрядно рисковал репутацией, согласившись предстать в обличии Дика Келли – «дедушки лёгкого поведения» (точнее, «грязного дедули»). Отставной подполковник показывает своему внуку, скромному корпоративному юристу Джейсону, как нужно получать от жизни удовольствие, включая радости соблазнения молоденьких красоток. Но не перебрали ли авторы по части дурновкусия?

 Когда поведение исправляется

Вероятно, подобные опасения Роберта Де Ниро посещали. Во всяком случае в комедии «Война с дедушкой» /2020/, которую в России выпустили под заголовком «Дедушка НЕлёгкого поведения» (с отсылкой к фарсу Дэна Мэйзера), юмор уже сравнительно мягок и интеллигентен. Эд Марино не желает уступать внуку Питеру, в чью комнату вселился, откликнувшись на просьбу дочери переехать к ним в дом. А ведь мальчик объявил (по всем формальным правилам, в письменном виде!) захватчику войну, потребовав немедленно освободить оккупированную жилплощадь. Авторы не скупятся на эксцентрику. Если преимуществом американского школьника (как и Владика, его собрата по несчастью из РФ) являются современные технологии, то за пенсионером – бесценный опыт домостроителя. А это похлеще познаний в теоретической физике, какими хвастался персонаж Стоянова!.. И всё-таки Эд не перегибает палку – старается доходчиво объяснить внуку старую как мир истину, что худой мир лучше доброй ссоры.

 А как у нас?

Было бы непростительно, если б Влад Богуш и Александр Бережной не учитывали и отечественные традиции. Советский и – позже – российский кинематограф тоже оставил несколько достойных произведений. В частности, сразу вспоминается пронзительная лирическая комедия Юрия Егорова, в названии которой («Отцы и деды» /1982/) содержится прозрачный намёк на роман Ивана Тургенева, знакомый всем со школьной скамьи. Анатолий Папанов, как всегда, неподражаем в образе готовящегося к выходу на пенсию Алексея Лукова, который не в силах равнодушно взирать на то, как взрослый сын с супругой воспитывают собственного отпрыска – сорванца, но не больше, чем его ровесники. Как будто никто в детстве не озорничал!

 А Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке» /1999/ превосходно справился с драматической партией. Чтобы покарать насильников своей внучки, Ивану Афонину приходится освежить в памяти навыки времён Великой Отечественной войны – после того, как не удалось добиться справедливости по закону. Катя прямо не просила мстить подонкам – «новому русскому» Борису с приятелями, но мужчина попросту не мог поступить иначе… В фильме Станислава Говорухина многое было обусловлено спецификой лихих девяностых, оставивших слишком глубокий след в новейшей истории страны.

 Переходный возраст в переходном периоде

В принципе, косвенно эта тема затрагивается и в ленте «На деревню дедушке». В другом же свежем российском кинохите – «Батя 2. Дед» /2025/ – проходит красной нитью. Теперь у самого Владимира (Владимир Вдовиченков) появились внуки, а когда-то он, столкнувшись с семейными неурядицами, отправил маленького сына Макса на побывку к пожилому отцу. Евгений Цыганов, сыгравший персонажа и в молодости, мастерски перевоплотился в образ старика, которого приезд непоседливого ребёнка отвлекает от важного дела – от подготовки к смерти. Тут заранее не угадаешь, кто кого и чему больше научит… Вот и с Владиком – примерно та же история.