Смелый эксперимент с сочетанием мистического триллера, процедурной драмы и чёрной комедии под названием «13 Клиническая» обернулся громким успехом. Зрители захотели ещё, но поскольку главная звезда того сериала, Данила Козловский, более недоступен, то бригада режиссёра Ильи Ермолова совершила «ход конём» и вернулась к уже знакомой истории, отмотав сюжетный хронометраж на 50 лет назад. Получилось не менее удачно: «13 Клиническая. Начало» унаследовала сам концепт оригинала с изгнанием демонов из пациентов и раскрытием ярких персонажей через призму их необычной работы, однако ретро-антураж советской эпохи времён Брежнева наделил картину собственным стилем. В итоге авторы так смело развернулись, что рискнули замахнуться на лавры культового американского сериала «Секретные материалы». Тем более эпопея о спецагентах ФБР, что годами расследуют правительственный заговор об утайке контактов с пришельцами, ныне пребывает в коматозном состоянии, и перещеголять «Материалы» в их теперешнем сделанном виде – задача вполне решаемая. В то же время, едва ли творческая команда Ермолова так уж часто оглядывалась в сторону именитых предшественников: у «Начала» своя философия и собственное настроение, российское. Однако параллелей всё равно хватает, умышленных и случайных. О них мы и поговорим.

Я хочу верить
Ну а кто же не хочет! Главная героиня приквела «13 Клинической», психоневролог Яна Юрьевна, в отличие агента Малдера не живёт созданием теорий на грани паранойи, но это ей приходится возглавить борьбу с бесами. Персонажей Ирины Старшенбаум и Дэвида Духовны объединяет сила воли и твёрдый характер, когда их обоих оставляют без родного человека некие таинственные существа с непонятными целями. У Малдера ещё в детстве инопланетяне забрали сестру, а в процессе расследования он узнаёт о не последней роли в этом собственного отца. Яна Юрьевна же остаётся без единственного сына Саши, который исчезает прямо из запертой палаты, успев поговорить с мамой на прощанье и попроситься на свободу. Разными путями, но к общей цели идут два столь непохожих человека. Тут стоит отметить, что в образе Яны хватает черт верной напарницы Малдера, Даны Скалли. Они обе врачи, а значит, исповедуют строгий научный подход, предпочитая опираться на факты. Обеим несвойственна излишняя сентиментальность, но вместе с тем другие герои всегда могут рассчитывать на их поддержку, если только окажутся этого достойны. Ирина Старшенбаум проделала впечатляющую работу: её героиня из «Начала» резко отличается от всех прочих женщин, ранее сыгранных актрисой. В том числе и цветом волос от более привычного рыжего, до угольно-чёрного. Но главное, наша Яна это и «верующий», и «скептик» в одном лице. И она тоже хочет верить – в свою победу и спасение сына.

Не доверяй никому
Эта знаменитая фраза из «Секретных материалов» находит множество подтверждений и в приквеле «13 Клинической». Начать с непростых отношений Яны Юрьевны с супругом Иваном. В первом же эпизоде медицинского сериала эта пара находится на грани развода, и пусть неверность мужа имеет оправдание в лице магии соблазнении женщины-суккуба, а налаживанию контакта между благоверными не способствует. Яне вообще приходится крайне тяжело в обстановке полного недоверия. Это, конечно, по-своему её закаляет, вот только с могущественными противниками, чья природа столь загадочна, лучше бороться имея надёжную поддержку. Однако с этим в «Клинической» туго. Более других на роль соратника героини подходит демонолог Глеб Алексеевич в талантливом исполнении Сергея Гилёва, но как женщина может доверять человеку, который тоже ответственен за исчезновения её ребёнка! К тому же, постоянные недомолвки и разговоры загадками не добавляют симпатий к мужчине в неизменной энкэвэдешной кожанке. Глеб смотрится куда более выигрышно на фоне карикатурного полковника КГБ, уморительно сыгранного Павлом Прилучным, но этого мало. Сама специфика дел, связанных с паранормальными явлениями диктует опираться только на себя, свой ум и логику. Однако, несмотря на эти очевидные тезисы, одна в больнице – не воин, а Глеб Алексеевич, в свою очередь, чем-то похож на бессменного начальника Малдера и Скалли – Уолтера Скиннера. Тот в силу занимаемой должности заместителя директора ФБР не имел права сообщать подопечным правду, но по-своему переживал за дело и симпатизировал героям. Симпатии же Глеба к Яне более глубокие, это ещё и интерес мужчины к хорошей женщине.

Мелочи – это всё
Знаменитые X-Files нравились публике, в том числе, и обычными происшествиями, что не были связаны с так называемой мифологией сериала. Схожим путём пошли и в «Начале», хотя это в целом отличительная черта любых процедуралов. Конкретно «Клиническую» выделяет крен сторону сплетения противоестественного и научного. Никуда не девается и религиозный аспект, что выглядит особенно забавно в атеистическом государстве СССР. «13-я» как раз и хороша гармоничным вкраплением мистики в традиционные операции. В наши годы медицина успешно освоила пересадку сердца, например, это уже никого не удивляет, а в художественном фильме берут и пересаживают сердце Антихриста, наделяя его новую хозяйку способностью общаться с демоническими созданиями. Происходят эти вещи не по капризу разгулявшейся фантазии, а с понятным сюжетным обоснованием. К слову, надменный старик, чьё сердце и подсаживают Яне, очень напоминает сразу двух всеведущих информаторов агента Малдера: Человека-с-хорошим-маникюром из сериала «Секретные материала» и доктора Куртцвела из полнометражки «Битва за будущее». От первого Стариков унаследовал высокомерие и любовь к играм чужими судьбами, а от второго искренность и страсть, которые вынуждают руководство учреждения следовать его распоряжениям.

Истина где-то там
Так чего же всё-таки больше в «13 Клинической»: своего индивидуального или аккуратно позаимствованного у знаменитых коллег? Мы живём в век бесчисленных спекуляций, когда стало крайне сложно придумать нечто уникальное, не имеющее аналогов в мировой практике. Не имеет, на самом деле, значения, много ли в «Начале» собственных находок или авторы проекта просто подглядели и грамотно применили. Главное, что сериал вышел отличным, у него есть множество узнаваемых деталей, наличествует полный порядок с чувством меры и вкуса, а благодаря прекрасным актёрам наблюдать за поиском истины в альтернативной советской реальности – огромное удовольствие. Есть ощущение, что «13 Клиническая» ещё не раз удивит преданного зрителя, за 1 сезоном последуют другие продолжения, и в рамках этой вселенной нас ждёт немало новых открытий. Ну а истина, она всегда где-то рядом, и познать её – далеко не так интересно, как двигаться и двигаться в процессе изучения. Он входит в привычку, да, но в наш век разрушительного прагматизма без веры в расположение сверхъестественных сил тоже никуда.
