Шарм мистики и обаяние правды в сериале «13 Клиническая. Начало»

Первый заход на малоизученную российскими сериалами территорию мистики в более-менее традиционной медицине зашёл на ура: «13 Клиническая» оказалась чем-то поистине новым на активном развивающемся рынке многосерийных драм. Солидные люди в белых халатах доказали профессионализм и в такой специфической сфере как изгнание бесов. Восемь серий оригинального проекта 2022 года пролетели в один миг, но что дальше? Народ захотел продолжения – народ его получил. В далёком прошлом – в 1976 году. Приквел «13-й» с красноречивым подзаголовком «Начало» рассказывает о событиях из советской эпохи времён Брежнева, когда не чуждый смелым теориям генсек допустил возможным для своей важной персоны участие в опыте с привлечением сверхъестественных материй. Получилось не слишком удачно: Леонид Ильич ухнул в кому, а инициатору эксперимента, демонологу-богослову Глебу Алексеевичу пришлось искать поддержки у представителей «земных» медицинских специальностей.

Первая начальница

Итак, приквел «Клинической» иллюстрирует события, происходившие в альтернативном СССР задолго до основания особой больницы, руководство которой занимается борьбой с демонами и лечит души пациентов. Из персонажей оригинала в «Начале» появляются Ирина Львовна Веренич, сыгранная Викторией Исаковой, и Тамара от Татьяной Яхиной. Сюжет же разворачивается вокруг психоневролога Яны Юрьевны в исполнении Ирины Старшенбаум. Будучи хорошим врачом, женщина гораздо хуже строит личную жизнь: с мужем Иваном они на грани развода, да и вообще выглядит изрядно отчуждённым человеком, успевшим устать примерно от всего, кроме любимой работы. Происшествие на исходе первой серии заставляет Яну задержаться в непонятном заведении, а впоследствии и отказаться от привычного быта. Поиск ответов на загадки самого Люцифера становятся новым, вынужденным смыслом жизни героини. Ею движет стремление вызволить похищенного сына Сашу, а заодно и понять природу таинственных явлений, наблюдаемых ею на постоянной основе.

 Привет из прошлого

Пару Ирине Старшенбаум в амплуа примы сериала составил другой популярный актёр – Сергей Гилёв. Он перевоплотился в местного вербовщика и толкователя. Это именно Глеб Алексеевич ведает отбором врачей с необычными талантами, однако реальная власть и уровень его полномочий долгое время остаются непонятными, а когда на сцене возникает всесильное КГБ в карикатурном воплощении Павла Прилучного, то «13-я» напоминает о том, что это ещё и чёрная комедия. Чуть ли не каждое появление напыщенного чекиста на экране провоцирует смех. Особенно веселит его упорство в желании показать, кто здесь главный. Одно такое выступление приводит к длительной потере голоса, а безмолвный Прилучный с вытаращенными глазами смотрится ещё забавнее. Планировали ли авторы мистической драмы во главе с Ильёй Ермоловым так поглумиться над овеянной мифами «конторой» на Лубянке, но в целом они вполне уважительно отнеслись к показу наследия. Редкий случай, когда даже Брежнева показывают ещё вполне вменяемым, пусть и старым уже правителем, а Константин Устинович Черненко так вообще – весьма бодр. Дозировка юмора в фильме выглядит умеренной, а главным козырем выступает всё-таки атмосфера.

Соприкосновение с вечностью

Сюжет «Начала» так выстроен, что кажется, будто демонические силы давно ждали шанса вырваться в мир людей, и ритуал Глеба Алексеевича лишь ускорил дело. Нечистая сила открыла сезон охоты на простых смертных, и лучшим оружием, что имеется в распоряжении последних, становится вера. И в христианском смысле, и в строго научном. Авторы ловко барражируют между двумя этими предельно разными понятиями, но наверняка бы запутались в хитросплетениях сценария, если бы не искренняя страсть, демонстрируемая актёрами. Опять же страсть как в плотском смысле (а в сериале нам не раз и не два покажут, как воздействует на мужские эмоции женщина-суккуб), так и в профессиональном. Огромной удачей для Ильи Ермолова и сценариста Андрея Золотарёва стало привлечение на центральную роль Ирины Старшенбаум. Мы привыкли видеть эту актрису в ролях избалованных прожигательниц жизни («Притяжение»), либо послушных спутниц крутых парней («Триггер»), но в «13-й Клинической» Ирина с непривычными тёмными волосами самостоятельно и гордо прокладывает путь через тьму. Да ещё и ведёт за собой остальных. Актёрские работы в целом – неоспоримое достоинство сериала. Тут каждый исполнитель на своём месте и выполняет свою индивидуальную функцию. Характерный пример – герой Павла Попова. Опять-таки, нам больше знаком этот актёр по ролям самодовольных, но туповатых деятелей средней руки. Так было в «Золотом дне» и в «Актрисах». В «13-й» же Павел, помимо неверного мужа, показывает и талантливого медика. Не судите по первому впечатлению.

 Ведьмы атакуют

 Вместе с тем, отдавая должное мужским персонажам, нужно уделить максимум внимания героиням. Очень показательна ситуация вокруг разлучницы Тамары, сыгранной Татьяной Яхиной. Зрителю может стать непонятно, почему же именно эта дама выступила в роли охотницы за чужими мужьями? Ответ: настоящая ведьма на Павле только разминалась, а более амбициозные цели ожидают впереди. Под стать Тамаре выступила другая зловещая особа – Гюзель Фархадовна. Здесь стоит отметить, что актриса Елена Ворончихина ранее уже показала себя в сериале «Трассе», сделанном как сочетание криминального триллера и детектива. Не бывает маленьких ролей – бывают маленькие актёры. Вот и в «13-й» второстепенный характер персонажа нисколько не помешал Елене уверенно отвоёвывать внимание камеры для себя. Пусть в сериале она не выставлена на передний план, но тема чисто женского соперничества с использованием паранормальных сил добавляет шарма всей «Клинической» и влияет на гармоничное сосуществование этого аспекта со вполне земными деталями рутинного медицинского процесса. Идеей выживания обременены все, только методы используют разные.

 Битва сущностей

 Предтеча оригинальной «13-й» рисковала погрязнуть во вторичности, что нередко бывает со спин-оффами сериалов. Этого не произошло, и более того – у истории наверняка будет продолжение. Создатели поступили мудро, откатив события внутри необычной больницы сразу 50 лет назад. Повлиял, разумеется, и выход из проекта его прежней звезды –Данилы Козловского, но теперь придётся и дальше искать загадки в советской истории. Отдельного упоминания в «Начале» заслуживают схватки в концовке сезона, они будто позволили выплеснуть скопившуюся в результате многозначительных диалогов энергию и вложить в клинок меча силу правды, именуемой любовью. Вот так смело и дерзко можно отдаться очарованию фантазии и не выйти ненароком из берегов, наделяя персонажей особыми умениями и не отнимая у них тех качеств, которые помогут считать их интуитивно близкими. Схватка окончена, но очередной раунд близится…