Константин Эрнст, исполнявший функции одного из генеральных продюсеров, прекрасно отдавал себе отчёт в том, каким необычным получился «Метод» для отечественного телевидения. Решение транслировать эпизоды первого сезона по воскресеньям в одиннадцать часов вечера (то есть с таким расчётом, чтобы сеанс завершался в районе полуночи) было вынужденным – и наверняка раздражало зрителей, с нетерпением ожидавших продолжения сериала. Особого выбора у руководства «Первого канала», вероятно, не было, если принять во внимание жестокий материал. По сюжету Есения (Паулина Андреева), дочь старшего советника юстиции Андрея Сергеевича Стеклова (Виталий Кищенко), окончившая юридический факультет престижного вуза, поступает на службу в Следственный Комитет и получает место в отделе, которым руководит Родион Меглин (Константин Хабенский). Сыщик славится эксцентричной манерой вести уголовные дела (касающиеся по преимуществу серийных убийств), однако высокий процент раскрываемости превратил его в живую легенду. Вот только чем глубже девушка постигает пресловутый «метод», тем больше вопросов возникает. Что же творится в душах действующих лиц?

Зло на службе добру
Главной находкой Дмитрия Иванова с соавторами стал, вне всякого сомнения, образ Меглина. Собственно, прославленного артиста вряд ли заинтересовал бы характер, не обладающий ярко выраженной парадоксальностью. Это не просто маньяк, использующий антисоциальные наклонности во благо общества – подобно Декстеру из одноимённого американского проекта, служившего создателям «Метода» своеобразным ориентиром на первых порах (именно на первых порах, поскольку в процессе развития замысел ушёл в сторону). Лозунг «догнать и перегнать Америку» воплотился в том, что Родион идёт гораздо дальше печально известного Ганнибала Лектера, всего лишь снисходившего до консультаций сотрудников правоохранительных органов. Наш соотечественник находится при официальной должности – и с его «художествами» начальство мирится ровно до тех пор, пока польза превышает вред. Проблема заключается в том, что психическое расстройство (аффективная параноидная шизофрения), одарившее следователя особой проницательностью, постепенно прогрессирует. Фигурально выражаясь, сознание погружается во тьму, а галлюцинации становятся всё более навязчивыми…

Рай и ад
В тринадцатой серии второго сезона «Чингачгук», предвкушая расправу заклятых меглиновских недругов над тем, кто упрятал их за решётку и теперь очутился там же, произносит философскую речь о том, что в раю человек встречается с близкими и любимыми, а в аду – с врагами. Тем самым – приглашает Родиона в преисподнюю. Вот только избиение и поножовщина такой закалённой личности – как с гуся вода… Тем более авторам «Метода» не близки наблюдения Акиры Куросавы, который в привнёс напряжённый триллер 1963-го года (экранизацию романа «Выкуп Кинга» американца Эвана Хантера) щемящие остросоциальные мотивы. Меглин всем своим существом подтверждает справедливость тезиса о том, что рай и ад находятся, как ни крути, внутри самого индивида, причём тот далеко не всегда волен выбирать место, где обретаться. Разговоры с воображаемым собеседником-ребёнком служат лишним напоминанием об этом. Но… потому-то наши симпатии и остаются на стороне Родиона, что мужчина ни на миг не допускает возможности признать поражение. Отчаянно, на пределе сил и эмоций сопротивляется злу. Даже удар ножом в сердце (точнее, в то место, где данный орган находится у большинства людей) не достигнет своей цели.

На защите права твари дрожащей
Решение кинодраматургов использовать мужское имя, встречающееся сегодня в России сравнительно редко, проще всего счесть намёком на «Преступление и наказание». Однако в данном случае это, скорее, мнимая отсылка. Для Родиона рубежа XX-XXI веков уже не актуальна морально-этическая дилемма, разрывавшая сознание бывшего студента-юриста, отважившегося на «общественно полезное» преступление – умерщвление старухи-процентщицы. Вернее, получился особого рода симбиоз Раскольникова и Порфирия Петровича, который при всей противоречивости и внешней чудаковатости добивается впечатляющих результатов. Актёр подчёркивал в интервью, что старался строго соблюдать меру – следить за тем, чтобы персонаж не пересекал невидимую грань. Двойственная (хочется сказать, двуединая) природа человека, в котором биологическое – животное, звериное – начало постоянно борется с высшими функциями психики, с духом, в данном случае находится в разладе. В стремлении обуздать зло, норовящее вырваться наружу, кроется и слабость, и сила блюстителя закона. Естественно, что и окружение подобралось соответствующее.

Далеко не «цыганские» страсти
Если имя Меглина косвенно отсылает к творчеству Фёдора Михайловича Достоевского, то паспортные данные зачисленной в стажёры выпускницы юрфака провоцируют, скорее, кинематографические ассоциации. Есения – так звали разлучённую со своим возлюбленным (офицером Освальдо) красивую цыганку из мексиканской мелодрамы, установившей в советском кинопрокате абсолютный рекорд по посещаемости. Остроумно! Вот только на долю молодой сотрудницы, отличающейся не менее эффектной внешностью, выпадают совсем иные испытания. В принципе, одних только нравственных терзаний девушки, погружающейся с головой в криминал – ловящей не просто преступников, а сущих выродков, хватило бы для мощного внутреннего конфликта. Но авторы ради усиления драматизма прибегают к сюжетной предпосылке, блестяще сработавшей в другом детище кинокомпании Sreda – в первом сезоне «Мажора» (между прочим, продюсер Александр Цекало не удержался и отметился уже в пилотном выпуске в обличии маньяка по прозвищу «Праздничный убийца»). Стремление раскрыть тайну смерти матери служит мощным личным стимулом, однако правда, увы, лишь усугубляет «многие печали», порождаемые «многими знаниями» по мере овладения злополучным методом наставника…

В постели с врагом
В целом второй сезон, снятый Александром Войтинским, получился послабее первого, за который отвечал Юрий Быков. Но вот что касается Евгения Осмысловского – образ стал, мягко говоря, интереснее и глужбе. Оно и не удивительно: со стороны создателей было бы большим упущением не поэксплуатировать славу, завоёванную во второй половине десятых годов Александром Петровым. Актёр изрядно рисковал сложившимся положительным (пусть и несущим налёт дворового хулиганства) имиджем, представ «волком в овечьей шкуре» и по совместительству – «оборотнем в погонах». Женя опасней всех разоблачённых психопатов, вместе взятых, не только в силу служебного положения, но и по той причине, что не имеет никаких внутренних преград для достижения целей – целей запредельно мерзких. Его звериное мурло лучше всего раскрывается даже не в устранении Андрея Стеклова и учительницы Софьи Зиновьевны, а в умерщвлении случайного прохожего на остановке – просто ради наслаждения. Тут уж и Меглин усомнится в собственном выводе, что угрозы причинить вред дочке-малышке – способ банально попугать жену… Но и этот тайный враг добра, пробравшийся на супружеское ложе Есении, не является высшей инстанцией зла.

Поймать манипулятора!
То, что Меглин подчас напоминает своим поведением неутомимого шута (а после воскрешения – неопрятного бродячего клоуна, периодически теряющего вменяемость), объясняется его душевным состоянием. Вместе с тем контраст с оппонентом усиливает напряжение заочной дуэли с тем, кто оставляет надписи «Ты меня не поймаешь». Просмотр сериала онлайн (без вынужденных пауз) позволяет быстрее раскрыть гнусные секреты «ТМНП», вот уж точно – зла во плоти.
