«Притворись моим мужем» и другие фильмы об арабах глазами иностранцев

Основная комическая ситуация фильма «Притворись моим мужем» /2025/ строится на том, что Виктории (Диана Пожарская) и её подчинённому, талантливому программисту Роману (Дмитрий Власкин), приходится притворяться супружеской четой. Их цель – заключить договор о продаже приложения для знакомств через Интернет, а сопутствующий «маскарад» потребовался для того, чтобы потенциальный инвестор (Павел Прилучный), что называется, не сорвался с крючка. Инвестором же выступает шейх Шахин, который вроде бы не обделён чувством юмора (во всяком случае – с удовольствием рассказывает анекдот, навеянный сказкой про трёх поросят), однако твёрдо верит в два идеала: семью и честь. За тем, чтобы его указания исполнялись беспрекословно, следит помощник (Николай Наумов), прозрачно намекающий иноземцам, что попытка обмана грозит встречей с прирученным тигром Чаки. Разумеется, авторы далеки от того, чтобы выставить обитателей Дубая в негативном свете: злодей на поверку не является выходцем из ОАЭ, а шейх – демонстрирует благородство и широту натуры. Тем не менее сценаристы не обошлись без обыгрывания стереотипов об арабах и арабской культуре. Традиция имеет давние корни.

Большая игра на Ближнем Востоке

Какой всё-таки поразительной силой обладает кинематограф, воистину самое массовое из искусств! Номинально Египет, Сирия и другие арабские страны вроде бы обладали собственной киноиндустрией, однако снимаемые там фильмы редко привлекали к себе внимание на международных кинофестивалях, не говоря уже про коммерческий успех в иных частях света (разве что Советский Союз знал несколько исключений). Как результат, представления широкой публики об обычаях и нравах держав Большого Ближнего Востока формировали зарубежные режиссёры и кинодраматурги. Эту тенденцию ещё в разгар «рейганомики» высмеяла Элейн Мэй. Её комедия «Иштар» /1987/ (в заголовок вынесено наименование вымышленного государства, где разворачивается действие), хотя и принесла огромные убытки студии, воспринимается меткой сатирой. Уоррен Битти и Дастин Хоффман играют певцов, прибывших на гастроли в Северную Африку, но очутившихся в эпицентре противостояния эмира Юсефа и повстанцев, в котором активно участвует ЦРУ. Уморителен эпизод, когда чужакам, дабы уцелеть, приходится прикинуться бедуинами.

Где арабы, там терроризм?

Увы, чаще подобной принципиальности не наблюдалось. Характерным примером в данном отношении являются, как ни странно, работы Джеки Чана, который в последнее время придерживается взвешенной позиции, однако прежде – не так уж редко эксплуатировал предрассудки, сложившиеся применительно к разным культурам. Без арабской, естественно, не обошлось. В завязке «Доспехов Бога» /1986/ группа экстремистов, носящих характерные одеяния (куфии и т.д.) и вооружённых автоматами Калашникова, врывается на показ мод и учиняет бессмысленную бойню. Во второй части, получившей подзаголовок «Операция «Кондор», главные антагонисты выведены и вовсе карикатурными – не столько опасными, сколько нелепыми. Дошло до того, что кое-где на Западе возникали стихийные протесты возле кинотеатров, в которых демонстрировались фильмы… Вместе с тем приходится признать, что Джеки, тонко улавливавший настроения зрителей, по сути, предвосхитил соответствующее поветрие, охватившее Голливуд на рубеже веков. Достаточно упомянуть увлекательную «Правдивую ложь» /1994/, где персонаж Арнольда Шварценеггера – бравый секретный агент Гарри Таскер – предотвращал ядерный терроризм, нейтрализуя группировку Салима Абу Азиза. Как говорится, комментарии излишни!

Наш взгляд

Обозначенная кинематографическая тенденция оказалась слишком заметной, чтобы сценаристы Ерзия Ертлес и Гайк Асатрян её проигнорировали. Вспомним, с какой угрозой во взгляде  помощник вертит в руке нож, рассказывая иностранцам о печальной участи прежнего контрагента Шахина, уличённого во лжи и попытке присвоить деньги. А между тем у авторов ленты «Притворись моим мужем» были предшественники и из числа соотечественников. Шпионская комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» /1993/, разумеется, не является вершиной творчества Леонида Гайдая, но смотрится весело. Важной сюжетной линией ленты стало прибытие в Нью-Йорк шейха (кстати, учившегося в СССР и там же… потерявшего левый глаз), которого собирается ради гигантского выкупа похитить русская мафия. Самое любопытное заключается в том, что роль исполняет Дмитрий Харатьян (правда, озвучивает – другой актёр, Дмитрий Полонский), воплотивший и образ непобедимого агента КГБ Фёдора Соколова. Это делает ситуацию с подменой персон очень забавной. Таким образом, Павлу Прилучному было с кого брать пример!

Времена меняются (хотя и медленно)

Было бы странно, если б монархии Персидского залива, обладающие богатейшими нефтяными запасами (и, соответственно, не жалующиеся на недостаток денег), мирились с таким положением вещей. Несмотря пропагандистскую истерию, сопровождавшую иракскую войну, ситуация мало-помалу исправлялась. Остаётся только гадать, насколько выгодные условия продюсерам четвёртой части «Миссии невыполнима» предложили власти ОАЭ, чтобы действие супербоевика перенесли в Дубай. Лучшей рекламы не придумаешь! Живописные урбанистические пейзажи, показанные в картине Дмитрия Власкина, запали зрителям в душу ещё тогда. Мало того, Итану Ханту в исполнении Тома Круза предстояло вскарабкаться по внешней стороне небоскрёба «Бурдж-Халифа» (торжественно открытого накануне главой государства) и даже уцелеть в песчаной буре. И это было только начало.

Обращение к истокам

Заслуживает упоминания ещё одна неординарная, так сказать, рекламная акция, призванная переломить негативный тренд. На сей раз инициатором выступило политическое руководство Катара, поддержавшее продюсера Тарака Бен Аммара (уроженца Туниса) в реализации проекта «Чёрное золото» /2011/. К сожалению, по факту внушительный (оцениваемый в €38,5-40 млн.) производственный бюджет не окупился, да и отзывы прессы не отличались энтузиазмом, но замысел выглядел многообещающе. Особенно интересно, что экранизировать произведение Ганса Руша «Юг сердца: Роман о современной Аравии» /1957/ доверили французу Жану-Жаку Анно, славящемуся бережным, вдумчивым отношением к разным эпохам и цивилизациям. И, кстати, обращает внимание приглашение знаменитого испанца Антонио Бандераса, вполне убедительно перевоплотившегося в эмира Несиба, знающего толк в политических интригах.

Потепление отношений?

Едва ли не самым ярким свидетельством в пользу того, что идеологические клише удалось побороть (пусть и не полностью), стало появление фильмов, снятых режиссёрами, придерживающимися взглядов либерального толка. Уже адмирал-генерал Хаффаз Аладин, искромётно сыгранный Сашей Бароном Коэном в комедии «Диктатор» /2012/, оказывался не таким уж безнадёжным парнем – перевоспитывался под влиянием погружения в заокеанские реалии и общения с активистской Зои. Ещё показательнее «Голограмма для короля» /2015/ Тома Тыквера, в которой американский бизнесмен Алан Клей (Тому Хэнксу не привыкать играть подлинных личностей!) переосмысливает представления о Саудовской Аравии, куда отправился в командировку.

Перспективы сотрудничества

Таким образом, можно констатировать, что авторы романтической комедии «Притворись моим мужем», заверившие во вступительных титрах в искренности своих намерений, идут в ногу со временем – с поправкой на российские реалии. Быть может, это даст старт тесному сотрудничеству? Во всяком случае в Дубай уже отправился самый известный персонаж Прилучного – «мажор» Соколовский.